selo-pokrovskoye-gmr

Покровское – село в Горномарийском районе

Село Покровское расположено в 1,4 км к западу от административного центра Троицко-Посадского сельского поселения, села Троицкий Посад. Село располагается в устье реки Большая Юнга, на левом ее берегу, при впадении в реку Волга. Напротив, через реку Большая Юнга, находится село Троицкий Посад. Официальное название селения связано с церковным храмом в честь "Покрова Богородицы". Утвердилось и другое народное название "село Большая Юнга". Марийское название "Похросола" состоит из слов "Похро" - "Покровское" и "сола" - "селение".

Это старинное русское селение было основано в 1587 году в Козьмодемьянском уезде на вотчинной "понизовой" земле суздальского архиепископа. Здесь появились временные стоянки архиерейских рыболовов и заложен деревянный мужской Покровский монастырь, впервые упоминаемый в источниках в 1607 году. Со временем сюда на царскую пожалованную землю была переселена часть крепостных крестьян из суздальской земли. Здесь же находили пристанище пришлые русские крестьяне, бобыли и посадские люди из центральных уездов.

Общие сведения о населенном пункте "Покровское"

В таблице приведены некоторые сведения по населенному пункту "Покровское", взятые из открытых источников.

Номер в ГКГН200310
Лист картыO-38-141-Б-б
Известные топонимыПохросола
Год основания1587
Муниципальное образованиеТроицко-Посадское сельское поселение
РайонГорномарийский
Территория, га?
Население, чел51
Земельных участков135
Почтовый индекс425307

Особенности кадастрового учета земельных участков позволяют выделить ранее учтенные земельные участки, многие из которых не имеют установленных границ. Для установления границ необходимо пройти процедуру межевания земельного участка и последующего кадастрового учета для изменений сведений по земельному участку. Земельные участки поставленные на кадастровый учет после 1 марта 2008 года обязательно имеют установленные границы, и их статус - учтенные. Сведения по таким участкам могут быть временными, если права собственности на них еще не зарегистрированы. Продажа земельных участков возможна лишь при наличии установленных границ. Ниже в таблице приведены сведения по земельным участкам из кадастра недвижимости населённого пункта - Покровское.

Сведения о 135 земельных участках в кадастре (реестре) недвижимости

Особенности кадастрового учета объектов капитального строительства, к которым относятся здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (далее - онс), позволяет также определить сведения о наличии установленных границ. Ниже в таблице приведены сведения по объектам капитального строительства в данном населённом пункте.

Сведения о 66 объектах капитального строительства в кадастре (реестре) недвижимости

История села Покровское

По данным переписной книги 1646 года, в "понизовой вотчине суздальского архиепископа при Покровском монастыре, стоявшем в 8 верстах от Козьмодемьянска, числился "двор служки монастырского Демки Трофимова (3 мужчины), 57 двора крестьянских (160 мужчин), 22 бобыльских двора (49 мужчин), а всего 80 дворов (212 душ мужского пола)". К середине XVII века упорным крестьянским трудом немалые площади вотчинного "черного лесу" были превращены в пашни и сенокосные луга. В 1649 году в "понизовой вотчине" (село Покровское, деревни Гладкая Копань, Луговая Копань, Средняя Копань, Большая Копань) площадь "пахотной доброй земли" составляла 551,5 "чети в поле, а в дву по тому ж"; "лесом поросшие" поля - 174,5 чети (1 четверть равнялась 0,5  десятин); сенокосные угодья - 2010 копен.

Помимо царской пожалованной земли, суздальские архиереи не останавливались перед прямым захватом и общинных ясачных земель Акпарсовой сотни и закреплением за собой ясачных пашен, сенокосных, лесных и бортных угодий, бобровых гонов и богатых рыбных ловель по Волге, Большой Юнге и Ветлуге. В 1671 году "понизовая вотчина", в том числе село Покровское, было передано нижегородскому митрополиту (позднее, нижегородскому архиерейскому дому), захватившему в 1673-1686 годах значительные площади ясачных земель марийцев Акпарсовой сотни. В 1678 году в "селах Покровском, Большая Юнга тож", числилось 83 двора (381 мужчин). Как и другие архиерейские крестьяне, жители этого села были обязаны нести тяжелую полевую барщину, платить оброк, ловить для вотчинника рыбу и выполнять многочисленные повинности. Это явилось одной из причин того, что покровские крестьяне и бобыли (обедневшие крестьяне) приняли активное участие в разинском восстании в 1670-1671 годах.

В конце XVI-XVIII веков жители этого селения находились в крепостнической зависимости от архиерейских властей. В результате секуляризации 1764 года они были избавлены от тягот лично-зависимого крепостного состояния и переданы в управление Коллегии экономии. В 1764-1786 годах их называли экономическими крестьянами, а позднее, казенными или государственными. В 1768-1770 года крестьяне села вместе с другими экономическими крестьянами Козьмодемьянского уезда приняли активное участие в стихийных волнениях, направленных против приписи их к Юнгинскому винокуренному заводу и обременительных заводских работ.

В 1717 году в селе "Покровском, Большая Юнга тож" было 68 дворов с населением в 930 человек (351 мужчин и 579 женщин). В этом оживленном волжском селе, где крестьяне, помимо хлебопашества и животноводства, активно занимались судовыми волжскими промыслами, бурлачеством, торговлей, речным судостроением, сплавом леса, плотничными и другими делами, уже в 1727 году упоминалось наличие небольшой ярмарки. По данным "экономических примечаний 1795 года, в селе Покровском, Юнга тож" имеется "церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, деревянная. Во оном селе 1 октября бывает небольшая ярморка, на которую приезжают из городов Козьмодемьянска, Василя, Макария купцы и мещане с шелковыми и бумажными товарами и разного мелочью; потребною для деревенских жителей посудою; а из ближних селениев жители с сермяжными сукнами, холстом, овечью шерстью, телегами, колесами, ведрами, кадками и съестными припасами". При селе на реке Большая Юнга действовали две водяные мукомольные мельницы. По материальному положению покровские крестьяне "в зажитке некоторые достаточны, но более посредственны" были.

В 1852 году известный историк-краевед С. М. Михайлов писал следующее относительно этого села: "Казенное село Покровское, Большая Юнга тож, на правой стороне реки Волги, отделяется от Троицкого посада одним только устьем реки Большой Юнги, впадающей в Волгу. Это село можно назвать первым в уезде по зажиточности жителей-судопромышленников и по ежегодной ярмарке. Здесь считается государственных крестьян по 9-й народной переписи мужчин 392 и женщин 529 душ. Церковь каменная, построена вместо прежде бывшей деревянной в 1814 году тщанием прихожан. Главный храм во имя Покрова пресвятой богородицы, а теплый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Ярмарка открыта с незапамятных времен и называется Покровского; торговля начинается обыкновенно с 1 и продолжается по 5 число октября. Для нее устроено 4 деревянных корпуса с 120 лавками. Торговцы съезжаются, кроме Козьмодемьянска, из разных городов и селений Казанской, Нижегородской, Костромской и Вятской губерний. Предмет торговли составляют: суконные, шелковые и бумажные материи, сахар, чай, фрукты, посуда фарфоровая, глиняная, хрустальная, стеклянная и деревянная, железные, москательные и разные мелочные товары, всего привозом на сумму от 53000 до 83000 рублей серебром; продается же от 6000 до 10000 рублей серебром. Сбор с лавок простирается до 400 рублей серебром, и сумма эта поступает в пользу церкви, по согласию самих жителей. Кроме ярмарки, бывает значительное стечение народа здесь весною во время перегрузки лесов, сплавляемых по реке Ветлуге".

Далее, подчеркивая особое значение Покровской ярмарки в Козьмодемьянском уезде, С. М. Михайлов писал: "Кроме пользы для церкви, духовенства и местных жителей, Покровская ярмарка приносит еще и ту немаловажную пользу, что через оную инородцы, сближаясь с русскими, перенимают их нравы и обычаи. Известно, что русский народ в храмовые праздники, помолившись богу, имеет обычай принимать к себе гостей и веселиться, как говорится, от трудов своих праведных. Так точно и покровские жители, проведши все летнее время в судовой промышленности и работе на Волге, к дню Покрова возвращаются восвояси с барышами и препровождают свой годовой праздник с ликованиями не менее других.

Горные черемисы многих ближайших деревень, глядя на таковое обыкновение русских, усвоили его себе и, вместо прежних, после окончания молотьбы хлеба, полудиких обрядов, начали праздновать праздник Покрова наравне с Покровскими жителями. Из них бывает на ярмарке много и порядочных торговцев с мелочными товарами, а ныне стали появляться торгаши мылом и другими русскими изделиями. Проходя по рядам их лавок, никак нельзя отличить их от русских: сидят они в таких же красных рубахах и в желтых чапанах верблюжьего сукна, как и русские сельские торговцы, и узнаешь черемисина-торгаша разве тогда только, если сидят с ним в лавке жена его или дочери, не изменяющие национального костюма, кроме покрытия головы платком по русскому обычаю.

Любят горные черемисы попить и поесть получше, чем чуваши и другие племена. Так, на Покровской ярмарке часто встретите их сидящих в гостинице за чаем с товарищами по торговле, также с женами и детьми, которые становятся ныне большими любителями этого напитка. Но в нынешнем году не было открыто на ярмарке гостиницы, и черемисы очень сетовали, что им негде попить чайку, а в домах редкие из них имеют самовары и чайные приборы. Убивать же понапрасну деньги на вине они не охотники. Приходят на ярмарку толпами и черемисские девушки для высматривания себе женихов, покупки в приданое сундуков, платков и других нарядов.

Гуляют они по ярмарке за молодцами особою группою, во всех праздничных нарядах, т. е. в новых суконных бористых белых кафтанах мижер, покрывшись красными платками, выпустив локоны, в чопорных лапотках, блестящих на груди серебряных шалкамах с особо надетыми на шею и выпущенными наружу на цепочках и красивых лентах серебряными и оловянными большими крестами, которые у здешних черемисок и чувашек считаются единственными украшениями, заменившими старинные их бисерные ожерелья и борки. Черемисские девицы весьма грациозны и, можно сказать, не хуже русских красавиц, приходящих на ярмарку из окрестных деревень в своих бористых куртках на заячьем меху, покупать у тороватых нижегородских торгашей или ситцу на московский сарафан, или кумачу на душегрейку.

В 1853 году товаров привезено на 67830, продано на 7740 рублей серебром; следовательно, в ярмарку 1854 года привезено на 13628 рублей более, а продано на 371 рублей серебром менее. В 1859 году в селе Покровском (Большая Юнга) числилось 178 дворов (411 мужчин и 554 женщин), в 1897 году - 246 дворов (472 мужчин и 577 женщин), в 1915 году - 209 дворов с населением в 1121 человек. По описанию 1889 года, в селе имелись земское училище. Оно было открыто в 1861 году местным священником Василием Михайловичем Воздвиженским, работавшим учителем и законоучителем. С 1868 года передана в ведение земства, в 1889 году учительницей была Александра Серебрякова. Церковно-приходская школа основана в 1884 году, учительница Екатерина Чистосердова.

На то время имелись водяной лесопильный завод на реке Большая Юнга, перевоз через реку Волга, принадлежавший покровским крестьянам; трактир, 2 фруктово-бакалейные лавочки, принадлежавшие козьмодемьянскому купцу Павлу Федоровичу Бычкову, торговые лавки местных крестьян Петра Филипповича Бочкарева и Василисы Николаевны Фроловой. Во владении сельского общества числилось 1306 десятин пашни, 513 десятин сенокосных лугов, 4010 десятин "общественных лесов", находившихся в Заволжье. Кроме земледелия и животноводства, жители занимались в основном "грузкой, пилкой, сплавом леса". Этому способствовало и удобное географическое положение на пересечении сухопутного и речного транспорта.

По данным 1890 года, в селе Покровском 215 дворам принадлежали 161 пашенный надел, 63 лошади, 230 голов КРС, 505 голов мелкого скота; а в 1891 г. соответственно - 56 лошадей, 25 жеребят, 187 коров, 51 теленка и бычка, 412 овец, 5 свиней и разная домашняя птица. По сведениям 1893 года, жители этого села Олимпий Герасимов и Сергей Морозов брали в аренду две водяные мукомольные мельницы, построенные на реке Большая Юнга в 1860 году.

Производительность мельницы первого владельца составляла до 20 тыс. пудов в год на сумму 400 руб., а второго - до 10 тыс. пуд. (200 руб.). По архивным данным, в 1897 года с 1 по 8 октября в селе проходила ярмарка; всего было привезено товару на сумму 17746 руб., а продано - на 5763 руб., в том числе такие товары, как иконы, ситец, шали, сукно, коленкор, шерстяной материал, шелк, платки, миткаль, меха, скобяной товар, чай, мед, сундуки, посуда, овощи, хлеб, табак, игрушки, керосин и др.

В 1898 году в селе имелись каменная церковь и часовня, земское училище, 2 хлебозапасных амбара, 3 торговых мелочных бакалейных лавочки, 4 ярмарочных деревянных ряда, трактирное заведение. Проводилась ежегодная Покровская ярмарка. "Жители занимались постройкой баржей, хлебопашеством и отхожими заработками". Согласно архивным документам, в 1900 в с. Покровском были распространены такие промыслы, как столярные (1 чел.), плотницкое (12 чел.), кузнечное (2 чел.), постройка барж (12 чел.), судоходство (20 чел.), пильщиков (10 чел.), печников (1 чел.), сплав леса (2 чел.), грузка речных судов (120 чел.).

В описании 1901 г.ода отмечалось, что в селе Покровском, Большая Юнга тож, "происходят ежегодные базары и ярмарка с 1 по 8 октября. В 1860-х годах на ярмарку привозилось товаров на 65-80 тыс. руб., а ныне - всего на 15 тыс. руб. При селе имеется лесопильный завод с производительностью до 5 тыс. руб. и пристань, с которой в 1897 году было отправлено 224 тыс. пуд. лесных строительных материалов. Прежде оживление на лесной пристани села Юнги по веснам было очень большое: "Юнга - вторая Москва", - говорили стекавшиеся сюда ветлужские бурлаки - сплавщики леса. Ныне, с перенесением Ветлужской лесной биржи вниз по течению Волги - к Козьмодемьянску, это оживление затихло. В 1897 году на пристани села Покровского построено 4 баржи с подъемной способностью в 100 тыс. пуд и первоначальной стоимостью в 7150 руб. ".

По данным 1909 года, прихожанами этого села были жители села Покровского и деревни Копани; в приходе числилось 324 двора (890 мужчин и 956 женщин), среди верующих были и староверы (раскольники). Во главе приходской паствы стоял священник Николай Васильевич Кудрин; псаломщиком в сане диакон был Владимир Иванович Соколовский. В советское время, в 1939 году Покровская церковь была закрыта; в 1963 году бывшее церковное здание передано под складское помещение совхоза "Юринский", а в 1965 году - на баланс местной 8-летней школы. В 1914 году в Покровском земском начальном училище обучалось 80 учащихся. Учителями были Варвара Яковлевна Соловкина и Николай Степанович Болодурин.

Советское время села Покровское

В 1919 году в селе Покровском числилось 262 двора с населением в 1188 человек. Общая площадь владеемой земли составляла 3114,5 десятин, в том числе под усадьбой - 87 десятин, пашней - 1295 десятин, заливными лугами - 226 десятин, пастбищными выгонами - 219,5 десятин, лесами - 411 десятин. Село являлось центром одноименного сельского совета, с 1921 года в составе Троицко-Посадского сельского совета и района Козьмодемьянского кантона (с 1931 года Горномарийского района).

В 1921 году в селе имелись церковь, школа первой ступени, изба-читальня, приют-интернат для беспризорных и сирот, нуждавшихся в у усиленном питании. В 1922 году жителю Андрею Григорьевичу Замятину принадлежала водяная мукомольная мельница на реке Большая Юнга. Существовала трудовая артель "Волга" (с 1919 года) в 20 человек, занимавшаяся производством лесоматериала. В 1925 году в селе учрежден почтовый пункт. В 1926 году создано Покровское кредитное товарищество, поставлявшее мясо в Козьмодемьянскую больницу, школьному городку, Дому инвалидов и Дому младенца. В 1927 году в селе имелись три пожарные машины и больница.

В 1925 году в селе Покровском проживало 982 человек, а в 1929 году числилось 254 двора с населением в 1098 человек, 581 мужчин и 517 женщин. Значительная часть населения кроме крестьянских работ занималась лесозаготовками и речным деревянным судостроением. На базе Красногорского лесопромышленного предприятия 1 октября 1932 года в селе была создана промартель "Красный судостроитель" с лесопильным заводом и судостроительной верфью. В 1934 году артель объединяла 244 человек, занимавшихся лесозаготовками лесопилением для деревянного судостроения, постройки паромов, баржей и других речных судов.

В годы коллективизации в селе Покровском в 1929 году был организован колхоз "Пионер-Судостроитель". На 1 января 1939 года колхоз объединял 262 хозяйства колхозников. По государственному акту за колхозом были закреплены 1102 га земли, в том числе пашни - 783 га, сенокосы - 157 га, выгонов и пастбищ - 162 га. В годы войны, по состоянию на 1 января 1944 года, в покровском колхозе "Пионер-Судостроитель" числилось 253 двора с населением в 560 человек. Из них трудоспособных мужчин старше 16 лет было 33 человека, женщин - 202 человека, подростков 12-16 - 35 человек.

В колхозе имелось 112 голов КРС, 112 свиней, 75 овец, 16 кроликоматок, 188 голов домашней птицы, 150 пчелосемей, 30 рабочих лошадей, 40 конных плугов, 45 борон, 4 сеялки, 4 сенокосилки, 2 конных граблей, 4 жатки, 1 молотилка, 3 веялки, 2 сортировки, 2 опрыскивателя, 1 опылитель, 2 сепаратора. На 1 трудодень деньгами выдавали по 1 руб. 63 коп., зерном - 0,9 кг, картофелем - 1,5 кг, овощами - 0,4 кг, сеном - 0,4 кг, соломой - 2,7 кг, медом - 6 грамм, пшеном - 15 грамм. Председателем был Алексей Александрович Петров. Колхозные работы дополнялись лесосплавными и другими работами.

После войны жители этого села трудились в составе укрупненного колхоза им. Михайлова, позднее совхоза "Волга". В 1959 году село было радиофицировано, в 1965 году появился телевизор. По сведениям 1998 года, в селе имелись водопровод, телефон, магазин; наложена транспортная связь. В затоне устья реки Большая Юнга размещались ремонтные мастерские речников и зимняя стоянка волжских судов. Земли вокруг села принадлежали СПК "Волга". По состоянию на 1 января 2001 года, в селе числилось 98 дворов, в том числе 40 дворов пустующих, 58 дворов жилых с населением в 89 человек, из них 40 мужчин и 49 женщин. В личном подворье работали 7 человек, в других хозяйствах и организациях - 5 человек. Жители содержали 11 коров, 22 овцы, 7 свиней, 238 голов домашней птицы.

Среди уроженцев этого села немало славных имен. Среди них Петр Павлович Заболотнов (17. 12. 1858-26. 10. 1935), известный ученый, медик-паталогоанатом, доктор медицины (1900 год), зав. кафедрой Казанского университета (1905-1911), ректор Саратовского университета (1914-1918). Здесь прошли детские годы Леонида Васильевича Багрова, министр речного флота РСФСР в 1980-е годы. В Покровской школе работала заслуженная учительница школы РСФСР Татьяна Николаевна Раева.

В селе распространены такие фамилии, как Абрамов, Андрюшин, Анкудинов, Багров, Баранников, Белов, Белопасов, Благушин, Болотников, Бухолов, Глебов, Горячев, Грошев, Гусев, Дербенев, Донцов, Ермошин, Ефремов, Жаворонков, Завьялов, Зайцев, Замятин, Зимин, Зюзин, Иголкин, Исаков, Калугин, Каширин, Киселев, Костин, Костромин, Крапивин, Кузьмин, Лаврентьев, Логушин, Лучинкин, Маврычев, Мартынов, Мачаев, Меледин, Меркурьев, Миронов, Митин, Мурзанаев, Назаров, Наумов, Неустроев, Орлов, Осипов, Павлов, Петров, Петряков, Пузырев, Растопин, Рахманин, Самарин, Селин, Семенин, Середкин, Сидоров, Силонов, Сосков, Ступин, Суворов, Сурьянинов, Сустенков, Тимин, Туреев, Уваров, Фролов, Хохлов, Шеин, Шибаршов, Шихматов, Шмаков, Якунин и др.

Понравился материал. Кликни в соцсети!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Село / Нет отзывов / от

Автор: Александр Фадеев

Дорогие читатели и мои друзья, я всегда с большим интересом читаю все ваши комментарии к моим статьям. Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Ваше мнение очень важно. Это позволит сделать блог про Марий Эл более интересным и полезным. Буду вам признателен, если Вы примите активное участие в корректировке информации, приведенной в статье, а так же за репост в соцсетях или сделав закладку в браузере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *